+7(495)226-48-69   +7(916)759-53-35

АМКОДОР 333 плохо трогается и не едет


Тяжелый фронтальный погрузчик производства республики Беларусь неохотно и с ощутимой задержкой трогается с места, едет нестабильно, иногда присутствуют рывки при движении. В чем может быть причина?
Попытаемся разобраться....
Конструктивно данный трактор имеет "ломающуюся" пополам компоновку, двигатель (6-ти цилиндровый дизель) расположен в задней части, совмещенной с кабиной управления. Здесь же расположена гидромеханическая КПП (точнее, почти Автоматическая КПП), оснащенная гидротрансформатором, пакетами фрикционов для изменения скорости передаваемого момента, механическим редуктором для переключения пониженного/повышенного ряда и гидравлической системой управления.
Привод от двигателя к АКПП - короткий карданный вал, постоянно соединенный с маховиком ДВС. Основная передача усилия внутри КПП осуществляется через жидкость (гидравлическое масло, принудительно закачиваемое в турбинные колеса гидротрансформатора) при включении режима "движение". Далее момент проходит через 2 последовательных пакета фрикционов с планетарными редукторами, так же управляемыми гидравлически, давлением масла: ими задается скорость вращения выходного вала - без блокировки фрикционов работают оба планетарных редуктора, обеспечивая максимальный крутящий момент на минимальных оборотах; далее, переменной или совместной блокировкой фрикционов момент вариируется от повышенного до прямой передачи 1:1 (при одновременной блокировке обоих фрикционов). Плавность и отсутствие рывков и ударных нагрузок обеспечивает гидроразвязка в передаче усилия через гидромасло в трансформаторе.
Управление КПП гидромеханическое, электроника отсутствует полностью. Давление в системе создает механический шестеренный насос НШ32, приводимый шестерней от входящего вала КПП. Масло проходит полнопоточную очистку в картридже масляного фильтра высокого давления (установлен возле КПП справа по ходу движения), далее поступает в систему управления. КПП имеет в системе второй фильтр с картриджем грубой очистки, установленный рядом с гидроплатой управления сверху КПП. Плата управления смонтирована вверху корпуса коробки, соединена тягами с рычагами управления, расположенными слева от рулевого колеса. Верхним рычагом выбирается направление движения - вперед или назад. Нижним - на какой передаче двигаться (управление блокировкой пакетами фрикционов), т.е. скорость движения.

Справа от сидения машиниста, в его основании, смонтирован рычаг управления редуктором (нижней частью КПП), для выбора пониженного или повышенного ряда шестерен выходного вала. Нижний редуктор механический, служит для переключения транспортного (движение по дороге) и силового (работа фронтального погрузчика) режимов; переключение производится с полной остановкой, синхронизация шестерен отсутствует, переключение на ходу чревата поломкой шестерен.

Переключение скорости передачи усилия через пакеты фрикционов, напротив, происходит плавно, на ходу, при движении трактора. Для контроля давления в гидролинию системы управления включен манометр, по показанием которого можно визуально определить исправность системы.
Вот как раз показания манометра при работе и вызвали вопросы - давление с привычного ~15 Атм упало до 6-9. Стрелка периодически вздрагивала, давление иногда вырастало до 9-10 Атм, при этом трактор начинал двигаться ощутимо живее.
Проверка наличия и уровня масла в КПП проблем не показала, состояние масла тоже вопросов не вызвало, за исключением небольшого вспенивания при работе. Оснований для вмешательства в КПП и ремонта пока так же небыло. Фильтры - тонкой и грубой очистки заменены (хотя и грязи на фильтрующих элементах практически небыло), но ситуацию это не исправило. Редукционный клапан максимального давления так же исправен и закрыт.
Исходя из того, что насос НШ-32 исправно и славно трудился с 2008 года - было решено заменить его на новый, исходя из того, что он в основном и создает давление в системе управления.
При демонтаже насоса потребовалось отсоединение трубки высокого давления (сверху) и нижней, подающей масло из поддона КПП. И вот тут обратили внимание на то, что рабочий уровень масла в КПП был ниже трубки подачи на 5см, а трубка, состоящая из 2-х частей, соединялась резиновым патрубком, который при попытке снятия просто разорвался пополам.
Как оказалось, рассохшаяся резина патрубка имела уже трещину, через которую в систему попадал воздух, а учитывая то, что уровень масла относительно шестерен насоса был ниже, насосу приходилось создавать отрицательное давление относительно окружающего атмосферного, для подьема и всасывания масла. В этот момент в систему засасывался воздух, падало рабочее давление и работа КПП становилась нестабильной. Пузыри воздуха вызывали микрогидроудары, что ощущалось как рывки при движении.
С новым насосом и замененной соединительной муфтой работа коробки передач восстановилась, рабочее давление в системе вновь поднялось до нормы - 15 Атм.
Подытоживая написанное выше, причиной кажущейся серьезной неисправности может оказаться какая-нибудь малозначительная мелочь, но имеющая огромное влияние на работу системы целиком. А ведь речь уже заходила о ремонте или замене КПП целиком!
Установленный новый насос оставили, но и со старым коробка передач еще могла нормально работать. Правда, экспериментировать уже не стали...