+7(495)226-48-69   +7(916)759-53-35

Разновидность роботизированных систем переключения передач на современных автомобилях. Эволюция "робота" в автомобиле.

Попытки автоматизировать переключение переменных передач на механической трансмиссии предпринимались уже давно. Ещё в 30 годах прошлого века компания крайслер разработала и серийно выпускала полуавтоматические коробки передач с названиями Vacamatic или Simplimatic вплоть до 50х годов, в Европе в 40 — 50 годах были распространены коробки с полуавтоматическим сцеплением Saxomat соответственно Olymat для опель и Hydrac для Мерседес, последняя имела полноценный гидротрансформатор. Позже эти системы вытеснители полноценные автоматические коробки передач гидромеханического типа которые с некоторыми изменениями используются по сей день. С появлением электронных систем управления узлами автомобиля полуавтоматические коробки получили вновь широкое распространение, в частности в автоспорте — всем известные лепестки на руле в различных формулах. Так же авто производители начали выпуск полуавтоматических трансмиссий для широкого круга потребителей — начиная с малолитражек заканчивая сдельными тягачами. Мы рассмотрим самые распространенные типы роботизированных коробок передач устанавливаемые на легковые автомобили и малый коммерческий транспорт.

Собственно одна из самых известных роботизированных трансмиссий система Selespeed производимая компанией Magneti Marelli для Fiat и Alfa Romeo.

Фиат: Селеспид / Selespeed, Диалоджик / Dualogic.



Система состоит:
1. ЭБУ управления робота
2. Гидромодуль с гидроаккумулятором
3. Электронасос
4. Джойстик выбора передач на консоли, лепестки/кнопки переключения передач на руле
5. Механическая коробка переменных передач.

Принцип работы системы Селеспид:
Электронасос постоянно создает рабочее давление, которое сохраняется в гидроаккумуляторе, гидромодуль за счет открытия и закрытия клапанов переключает передачи и выжимает сцепление, ЭБУ отслеживает, параметры работы автомобиля и дает команду на автоматический выбор передачи, контролирует включение повышенной или пониженной передачи, в зависимости от условий движения. В данной системе присутствует возможность самостоятельного управления переключения передач путем качания джойстика вперед и назад, соответственно вручную выбирая повышенную или пониженную передачу. При наличии кнопок на руле или под рулевых лепестков ими также выбираются передачи.

Плюсы системы:
- возможность использования в системе обычную механическую коробку передач
- использование двух педалей в управлении автомобиля, газ и тормоз, из схемы педаль сцепления исключена
- возможность использования расположенных на руле кнопок и под рулем лепестков, для переключения передач во время движения самостоятельно, т.е. вручную

Минусы системы:
- происходит прерывание крутящего момента, что влияет на плавность хода, характерно для механических кпп с ножным управлением сцепления
- первая роботизированная схема, реализованная на массовых моделях автомобилей
- низкий уровень грамотности в правилах эксплуатации потребителей
- низкий уровень общественных знаний слабых и сильных сторон системы основанный на опыте эксплуатации, соответственно и низкий уровень обслуживания и ремонта

Данный тип роботизированной трансмиссии устанавливался на многие малолитражки концерна Fiat в частности Fiat 500 Fiat Punto а так же на автомобили Alfa Romeo 147Alfa Romeo 156 и других.



Следующая типовая схема современного робота это Опель: Изитроник / Easytronic Принципиальное отличие от предыдущей схемы то что все приводы на изитронике являются электромеханическими и эта схема имеет только один гидравлический узел — привод включения сцепления.

Опель: Изитроник / Easytronic



Применение: Опель / Ваксхол

Система состоит:
1. Гидромодуль сцепления с интегрированной платой ЭБУ управления механической коробкой передач
2. Электросервопривод переключения передач
3. Селектор выбора режимов работы механической коробки передач
4. Механическая коробка переменных передач.

Принцип работы системы Изитроник:
Блок управления робота, автоматически отслеживая внешние параметры датчиков и положения селектора, дает управляющую команду исполнительным механизмам на включение или выключение передачи, блокирует запуск двигателя при определенных условиях. Предусмотрена функция ручного выбора передач, селектор переводится в положение ручного режима, покачивая рычагом вперед или назад выбирается повышенная или пониженная передача.

Плюсы системы:
- использование стандартной механической коробки переменных передач, что снижает себестоимость системы
- использование двух педалей в управлении автомобиля, газ и тормоз, исключение из схемы управления автомобиля педаль сцепления
- возможность использования ручного режима переключения передач

Минусы системы:
- происходит прерывание крутящего момента, что влияет на плавность хода, характерно для механических кпп с ножным управлением сцепления
- отсутствие элементарной потребительской грамотности на уровни руководства по эксплуатации автомобиля

Эти системы устанавливались на автомобили и opel astra h opela astra j opel corsa c opel corsa d opel zafira b opel zafira c и другие автомобили opel.

MMT или M/M, или Multimode Transmission - Toyota
Принципиально отличие этой системы состоит в том, что и привод сцепления имеет чисто электромеханическую природу. Включение сцепления осуществляется электромотором имеющим шестерёночный редуктор.



Механизм включения сцепления toyota mmt

Эти системы устанавливаются на автомобили Toyota Corolla Toyota Auris Toyota Yaris Toyota Aygo
Так же эти коробки передач устанавливаются на малолитражки PSA в частности Peugeot 107 Citroen C1
На более крупных моделях PSA Peugeot 207 Citroen C3 устанавливаются роботизированные коробки с тем же принципом действия но имеют немного другую конструкцию..



Рассмотрим ещё одну роботизированную коробку передач с торговым обозначением Techshift которая устанавливалась на коммерческие фургоны RENAULT MASTER, OPEL MOVANO, RENAULT TRAFIC, OPEL VIVARO



Система имеет 2 гидравлических контура. Контур блока гидроклапанов и контур модуля включения сцепления. Жидкости используемые в этих системах разные. В гидроприводе сцепления залита жидкость DOT4 в контуре гидроклапанов залита специальная жидкость предназначенная для гидросистем роботизированных кпп. Система работает следующим образом. Когда водитель открывает верь стоящего некоторое время автомобиля с не работающим двигателем, электрический насос включается и создаёт рабочее давление (40-50 бар) в полости контура гидроклапанов. Работа насоса и давление в системе контролируется электронным блоком управления. Система имеет гидроклапана управления и исполнительные силовые элементы контролируемые датчиками положения.
Система позволяет осуществлять езду в автоматическом и ручном режиме с контролем оборотов двигателя при переключении передач и изменения условий движения автомобиля.

Подводя итоги всего выше сказанного можно отметить, что на современном этапе автомобилестроения есть вполне жизнеспособные альтернативы автоматическим кпп классической компоновки - это роботы. Роботизированные трансмиссии дешевле в производстве и соответственно для покупателя. Алгоритмы и узлы роботов постоянно совершенствуются, даже молодые производители автомобилей из Китая например Chery-Vortex устанавливают роботизированные трансмиссии на свои авто. При правильном периодическом обслуживании роботизированные кпп работают без нареканий и бытующее мнение о том, что надёжность и долговечность акпп выше не имеет оснований.